Когда произошла первая операция по изменению пола?
Человеку, отягощенному так называемыми духовными скрепами, тяжело приходится в веселом таиландском городе Паттайя. Этот город возник в середине 1960-х годов на месте рыбацкой деревни благодаря одному из самых сильных человеческих инстинктов — половому.
В годы вьетнамской войны здесь находились госпитали, в которых лечили раненных американцев. В выздоравливающих солдатах упомянутый инстинкт просыпался с утроенной силой. Местные женщины, улыбчивые и покорные, казались им чудом. Слава об этом милом местечке улетела в Америку, а оттуда повалили толпы секс-туристов.
Спрос определяет предложение и на рынке сексуальных услуг тоже. Скоро на местном берегу появились не только девушки для сексуальных развлечений, но и мальчики, а потом и трансвеститы — девочки, которые после специальной операции стали мальчиками, и мальчики, которые превратились в девочек.
Одна из фишек Паттайи — местное варьете трансвеститов. Смотря на это зрелище, вспоминаешь старый рязановский фильм «Гусарская баллада», где Кутузов, глядя вслед бравому поручику Ржевскому, говорит Шурочке Азаровой: «Хорош! А девкой был бы краше!» В общем, с треском рвутся духовные скрепы на паттайском берегу.
Между тем у тайцев, в отличие от европейцев, нет моральных предубеждений против операций по изменению пола. Тайцы — буддисты, исповедующие бесконечное коловращение и переселение душ. Поэтому они довольно равнодушны к тому, в каком теле пребывает нынче их бессмертная душа. И если в теле женщины ей жить лучше, чем в теле мужчины, почему бы не совершить такой переход еще при этой жизни? Тем более что при нынешнем развитии медицины операции по изменению пола уже, что называется, поставлены на конвейер.
Да, различие между мужчинами и женщинами хотя и взаимно приятно, но не столь фундаментально, как нам это кажется. Ученые-биохимики знают, что половые различия определяются микродозами гормонов. Сдвинуть равновесие в ту или другую сторону не слишком трудно. При этом изменится многое: и строение тела, и абрис фигуры, и психология, и вожделения. Изменятся настолько, что мужчину не будет пугать необходимость приобрести между ног вместо сакральной выпуклости не менее сакральное углубление. Женщины же тоже будут не против оперативного превращения своих половых органов в мужские.
Но операции по изменению пола — это не блажь каких-то сдуревших извращенцев. Довольно часто — это средство, способное вылечить болезнь. Нередко происходит несовпадение внутреннего гормонального фона (а значит, чувств и мыслей) и телесной оболочки, в которой человеку довелось родиться. Бывает, что такое несовпадение ощущается очень сильно. Особенно, когда общество, руководствуясь именно внешним видом человека, навязывает ему линию поведения, противоположную тому, что «требует душа».
И это только кажется, что подобную блажь легко подавить, была бы только сила воли. Бог знает, сколько сильных волей мужчин стали бешеными диктаторами и жестокими правителями от невозможности успокоить свои страсти, которые бы даже не возникали в женском теле. А сколько уж натерпелось от такой патологии человечество! Нет-нет, давайте лечить то, что вылечить возможно.
Может статься, что через некоторое время биохимики и генетики, разобравшись во всех тонкостях гормональной технологии, сделают изменение пола довольно простой процедурой, не требующей оперативного вмешательства. Может быть, даже появится возможность без особенного труда превращаться из женщины в мужчину и наоборот. Сколько нам открытий чудных готовит дальнейшее развитие биологии, можно только догадываться. Но все же пока изменение пола — совсем не простая операция. Вернее даже было бы сказать, серия операций, сопровождаемая гормональной терапией и дающая возможность изменить человеческий пол.
Шестьдесят пять лет назад такая возможность осуществилась впервые. 15 декабря 1951 года произошла первая операция по изменению пола. Вернее, это была только начальная в целой серии операций. Весь процесс занял несколько лет. В результате произошло чудо.
В начале сентября 1951 года в копенгагенский университетский госпиталь «Gentofte» поступил американский гражданин Джордж Вильям Йоргенсен младший (George William Jorgensen Jr), а в конце 1952 года из него была выписана Кристина Йоргенсен (Christine Jorgensen).
Джордж Вильям Йоргенсен родился в пригороде Бронкса (Нью-Йорк) в мае 1926 года. Был он хилым мальчиком, блондином, тихим интровертом, избегавшим шумных игр со сверстниками и всякого рода единоборств. Не правда ли, таких мальчиков можно встретить довольно часто?
Йоргенсен закончил школу в 1945 году, и его призвали в армию. Армия, по всеобщему мнению, делает из мальчиков мужчин. Но Йоргенсена-младшего она толкнула в другую сторону. Он сильнее, чем раньше, почувствовал свое несоответствие телу, выданному природой. Услышав о том, что можно сделать операцию по изменению пола, он решил обязательно пройти через нее и превратиться в женщину.
В те годы подобные операции делали только в Швеции. По пути в Стокгольм Йоргенсен остановился в Копенгагене у родственников. Здесь он встретился с доктором Кристианом Гамбургером. Гамбургер был эндокринологом и занимался гормональной терапией. Йоргенсен остался в Копенгагене и начал проходить курс гормональной терапии. Через некоторое время его трудно было отличить от женщины.
Кстати, Йоргенсен «девкой стал краше», что еще более убедило его в правильности принятого решения. От министерства юстиции Дании он получил особенное разрешение на проведение в этой стране операции по смене пола. В своем другом телесном воплощении он решил назваться Кристиной в честь доктора Кристиана Гамбургера, способствовавшего его преобразованию.
24 сентября 1951 года Йоргенсену сделали орхиэктомию — удаление яичек. Несколько раз мне приходилось видеть, как мужчины реагируют на кинофильм, в котором показан ход этой операции. Надо сказать, реагируют нервно. Кристина же (наверное, с этого момента ее стоит называть так) в письме к другу радуется, что тот забитый паренек, с которым друг попрощался в Америке, больше не существует. В ноябре 1952 года Кристине произвели ампутацию пениса (пенектомию). Йоргенсен вспоминала, что обе операции она перенесла без проблем и что оказались они не такими сложными, как это представлялось ей вначале.
Окончательное превращение Кристины Йоргенсен в полноценную женщину произошло уже в США. В нью-йоркской клинике ей сделали вагинопластику. В ходе этих операций у Кристины создали вагину, клитор и половые губы.
1 декабря 1952 года в газете «New York Daily News» появилась статья под названием «Бывший солдат стал потрясной блондинкой». Газета ошибочно называла Кристину Йоргенсен первым человеком, изменившим свой пол. Это было не так. Подобные хирургические операции по изменению пола проводились еще в конце 1920-х, начале 1930-х годов в Берлине в институте сексологии. А Йоргенсен стала первой, кому одновременно с хирургической операцией был произведен и курс гормональной терапии. То есть были произведены не только наружные изменения, но ее организм превратился в женский и на внутреннем уровне.
Кристина Йоргенсен стала знаменитостью. В феврале 1953 года вышел первый авторизованный рассказ о ее жизни. Она выступила в нескольких радиошоу, и из ее истории Америка познакомилась с тем, что, оказывается, существуют трансгендеры и что операция по изменению пола делает их счастливыми. Так сказать, перемещает в свою тарелку.
После операции вагинопластики Йоргенсен планировала выйти замуж за одного из своих знакомых, но эта свадьба не состоялась. Другое ее замужество планировалось в 1959 году, но и оно не было зарегистрировано по чисто формальной причине. Согласно свидетельству о рождении Кристина Йоргенсен по-прежнему была мужчиной. Более того, мужчину, с которым Кристина должна была сочетаться браком, выгнали с работы, когда узнали, что его супруга — трансгендер.
За права трансгендеров еще предстояло бороться. В 1970—1980-х годах Кристина Йоргенсен провела с этой целью серию публичных выступлений. Ее прямота и блестящий юмор принесли ей широкую известность. Она также выступала как актриса и певица в ночных клубах.
Кристина Йоргенсен умерла в 1989 году, не дожив всего месяц до своего 63-го дня рождения. До конца своей жизни она была очень симпатичной женщиной без каких-либо внешних признаков «искусственности» своего происхождения.
Трудно сказать, какие мысли будит в умах людей ее история и история многих других трансгендеров. Но мне кажется, они возбуждают среди прочего и чувство гордости за человечество, научившееся исправлять некоторые ошибки Создателя на таком высоком уровне, что старику остается только улыбнуться, развести руками и сказать, как записано в одной истории из Талмуда (в трактате Бава мециа, 59б): «Мои дети победили Меня».