Тарантелла. Как она звучит в современной культуре?
Судьба тарантеллы – не просто танец. Сам «образ» этого танца часто упоминается в книгах и кинофильмах. Для итальянцев это некий символ страны и собственной общности. Писатели, режиссеры и прочие творческие деятели находят в старом танце свои символы, свои смыслы. Тарантелла живет и будет жить и в культуре.
Сами итальянцы пишут, что ни одна уважающая себя итальянская свадьба или другой праздник не обходится без тарантеллы. Но тарантелла — это сейчас целая группа танцев, по-разному называемая в разных регионах Италии. Да и не только в Италии — хоть в США, хоть в Аргентине — там, где много итальянцев. А итальянцы свою культуру и историю помнят и чтут. Если где-то в какой-то точке мира соберутся два итальянца по праздничному поводу — будет и тарантелла. В плясовом, песенном или любом варианте.
В разных регионах — тоже собственный вариант: где — более неистовый, где — более степенный. Есть неаполитанская, есть сицилийская тарантелла, есть танец «пиццика», который тоже тарантелла. Где сохранилась «паучья» привязка, а где-то тарантелла — это просто танец-ухаживание. Важно, что сейчас тарантелла — практически танцевальный символ Италии. Итальянцы придумали даже свои фестивали. Один из них называется справедливо, но жутковато — «Ночь Тарантула».
Но тарантелла — не просто народный итальянский танец. Тарантелла нашла свое местечко в культурном коде, если можно так выразиться, стала неким неоднозначным символом.
Началось все с эпохи романтизма. Век романтизма не был бы таковым, если бы не обращался к народному наследию. Романтизм обращался не только к Личности, но и к истокам, к народному творчеству. Начиная с 19 века тарантелла входит в классическую музыку, появляется в балете, литературе, кинематографе.
С классической музыкой понятно. В тарантелле заложены прекрасные мелодические и ритмические возможности. Свои тарантеллы написали Фредерик Шопен и Ференц Лист, «Неаполитанская тарантелла» Россини стала вовсе шлягером. Огромное количество тарантелл написано для струнных инструментов. Тарантелла слышна во множестве произведений — от Сен-Санса и Чайковского до композиторов 20 века, Рахманинова и Хиндемита, Прокофьева и Бриттена.
Не могли не появиться и балеты. Из них самые известные — балет Ж. Коралли «La Tarentule» и балетная постановка Джорджа Баланчина «Тарантелла». А любители балета наверняка вспомнят еще балет «Анюта» Валерия Гаврилова, где замечательная Екатерина Максимова станцевала тарантеллу.
Мультфильмы тоже тарантеллу не обошли. Самые известные — «Золушка» и «Питер Пен». В последнем — это танец пиратов, сразу приобретающий комический эффект. Кстати, есть и одноименный мюзикл, с той же сценой.
А в «Золушке» — это магическая песня феи «Bibbidi-Bobbidi-Boo». Там, кстати, для тарантеллы есть слова, начало которых приписывали И. Тургеневу. Есть и русского писателя рассказ «Похождения поручика Бубнова», и там есть некая Бабебибобу (Иван Андреевич назначен наградой победителю… Бабебибобу носилась около него по воздуху и язвительно смеялась). Но нет — в американской песенке это традиционная английская «чепуховина». Тоже, наверное, не случайно для магической песни была выбрана именно тарантелла.
В литературе тарантелла также появляется. Она упоминается в книгах о «Гарри Поттере», в других современных романах. Но я хочу остановиться только на одной книге, точнее, на одной драме.
«Кукольный дом» — пьеса Генрика Ибсена, написанная в 1879 году. Эта пьеса о свободе личности, к феминизму она имеет только опосредованное отношение. Но тарантелла в ней присутствует.
«ХЕЛЬМЕР (следуя за нею). У тебя в крови все еще кипит тарантелла, как погляжу. И оттого ты еще очаровательнее… Слышишь?.. Гости начинают расходиться. (Понизив голос.) Нора… скоро в доме все стихнет.
…Весь этот вечер у меня не было иной мысли, иного желания, кроме тебя. Когда я увидал, как ты носишься и манишь в тарантелле… у меня кровь закипела… я не мог больше… Оттого я и увлек тебя оттуда так рано"…
Тарантелла в знаменитой пьесе — как символ. Все тот же символ «исцеления», «освобождения». Кстати, рукопись «Кукольного дома» ЮНЕСКО включило в список «Память мира».
И, конечно, не смог забыть тарантеллу кинематограф. Она звучит в фильмах «Крестный отец» — а как может быть иначе? Тарантелла входит в саундтрек фильма Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» (2009 год). Множество тарантелл можно услышать во французском фильме «Все солнца» 2011 года. Наконец, нельзя не упомянуть российский фильм-балет «Последняя тарантелла» по рассказу М. Горького «Нунча» (1992 год).
Но я хочу остановиться только на одном фильме. Совершенно потрясающая «сцена с тарантеллой» — в кинокартине «Легенда о пианисте» (в оригинале «The Legend of 1900»). Это фильм-эпопея, фильм-иносказание итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе, вышедший в 1998 году.
Мальчик-сирота, найденный в первый день нового века и названный в честь этого 1900-м. Мальчик, выросший на корабле, курсировавшем между Европой и Америкой, и ни разу это судно не покидавший. Все, чему 1900 выучился — это игра на пианино. Все, что он узнает нового — из того, что он слышит от новых пассажиров корабля. И вот новые пассажиры — итальянские иммигранты — требуют у пианиста: «А сыграй-ка ты нам прекрасную тарантеллу». Тот понятия не имеет, о чем идет речь. Но ему отбивают ритм и напевают — и 1900 тут же включается и творит свою собственную тарантеллу.
Фильм, кстати, лауреат всевозможных премий. Что касается компьютерных игр, а также аниме — здесь я не специалист, но и там тарантелла звучит очень часто.
Вот такая необычная тарантелла. Для итальянцев — некий символ страны и собственной общности. Писатели, режиссеры и прочие творческие деятели находят в старом танце свои символы, свои смыслы.
Тарантелла живет. Итальянцы никогда не забудут свои танцы. Тарантелла будет жить и в культуре — хотя бы как символ чего-то необычного, но в то же время узнаваемого, древнего и вечного. __________
В комментариях есть примеры из перечисленного.