Фильм «Темная вода». Не хотите ли увидеть изнанку американского ЖКХ?
«Темная вода» – картина режиссера из Бразилии Вальтера Саллеса по рассказу Кодзи Судзуки явилась ремейком одноименного японского фильма. Весь фильм – это одна большая недосказанность. По жанровой чистоте на ужасы он явно не тянет, а вот на комедию – подчас да.
Вы когда-нибудь разводились? Что это такое — знаете? Фильм «Темная вода» режиссера Уолтера Саллеса показывает не просто историю: это пособие как не надо разводиться. Накал страстей между бывшими супругами, и накал с негативным ощущением, передается и зрителю в какой-то мере.
Почему ребёнок всегда после развода обязан оставаться с мамой? А если у нее доход и условия проживания для детей хуже, чем у бывшего мужа? Условия, условия, условия…
Поначалу кажется, что на экране история обычной американской семьи: Далия Уильямс (Дженнифер Коннели) с дочкой Сессией (не студенческой) из младших классов нашли новую квартиру для аренды. Мама нашла, а девочка сразу говорит, что место ей не нравится. Что ж, мне кажется, доверять детской интуиции стоит больше.
Я жду, когда эта женская интуиция обнаружит нечто опасное, внушающее страх. А ничего особо не происходит. Фильм на первых порах кажется несколько скучным, если честно, но не спешите отвлекаться. Поглядите, как вешает лапшу на уши клиентам агент по недвижимости мистер Мюррей (Джон Си Райли). Это стоит увидеть.
Лапшу, наверное, варила своему мужу Кайлу и героиня Дженнифер Коннели. Мы не будем рассматривать причину разрушения их семьи, но, как мне показалось, актриса смогла воплотить на экране роль мамы. И даже больше того: она умудрилась показать, что пусть у нее условия жизни и похуже, чем у экс-мужа, но есть у нее одно неоспоримое преимущество. Мама ближе дочке, чем папа! Вот на такую, может быть, спорную мысль натолкнула меня актерская работа Коннели.
Заботой о дочке и ее здоровье, прежде всего, продиктована озабоченность мамы тем, что в их спальне в снятой квартире есть протечка потолка. Авторы фильма бытовую проблему взяли за точку отсчета по нарастанию напряжения. А что если трубы прорвет наверху? Может, тонны крови хлынут на жильцов? А может, канализационные стоки? А может, оттуда выпрыгнет в этот мир некий Демон?
Коммунальная протечка и триллер — интересный ход в кинематографе. Я и сам теперь, когда захожу в туалет, где у меня случилась протечка на потолке от неработающего унитаза соседа сверху, напрягаюсь. И фильм «Темная вода» тому виной!
Но если честно, страха при взгляде на экран нет и в помине, хотя в жанре картины заявлено «ужасы» в том числе. Какие ужасы! На триллер с трудом тянет. Триллер подразумевает это чувство — страха — но какие-то не те «якоря» выбраны режиссером. Ну, валяется бычок у двери. Что это — магический символ темных сил? Ну, лифт чудит. Едет не на тот этаж. А вы попробуйте покататься в наших лифтах в девятиэтажках в провинции. Он и не туда увезет! Хоть на крышу выскочит, если работает, конечно.
С лифтом героине помог разобраться веселый жилец. Мужчина в галстуке полон жизни, улыбчив, что вовсе не соответствует духу триллера. Но его разъяснения, его помощь повернула повествование к неожиданному заключению. А ведь авторы хотели напугать зрителя, но вышло так, что напугали женщин, которые еще замужем, но планируют развод. Без мужика в доме тяжко, особенно если сама ты не дочь Рокфеллера. Даже протечку трубы некому посмотреть, ликвидировать. Может, женщина с гаечным ключом и смотрится эротично, но не в случае канализационных протечек. Хотя даже протечку в «Темной воде» Саллез используют двояко. Как знак.
Автор сценария и режиссер намеренно вводит в ткань фильма различные знаки. Это во многом фильм недосказанности, видений из прошлого, странных детских портфелей и ржавой (темной) воды, и все это создается на фоне зеленоватых пошарпанных коридоров старого здания. Тридцать лет здесь не меняли трубы, само здание — хрущевка, только по-американски. То есть десятиэтажная. Я, когда был в Павловском Посаде (милый городок), зашел в хрущевку, и там такие же вот крашенные в зеленое коридоры, как в фильме «Темная вода»! Поразительно, как ветшалые и дешевые постройки на разных концах Земли похожи.
Российский след в фильме тоже есть. Триллер триллером, но я реально хохотал, когда персонаж смотрителя здания мистер Вэк (Пит Постлетуэйт) на кривом матерном русском так восхитительно имитировал ругательство русского мужа одной из жительниц этого дома! «Сюк. .ная!» и «Плять». «Always плять». Как же это умиляет: когда Голливуд пытается имитировать русский народный язык. Ну, разве это — триллер?
А вообще сам сюжет фильма, его канва уже тысячи раз «простирана» Голливудом. Ничего нового. Но если, скажем, в «Играх разума» с Расселом Кроу проблема галлюцинаций разыграна с фантастической привлекательностью и новизной, то в «Темной воде» этого нет.
Тем не менее режиссер пытается раскрутить маховик тайны, и происходит это уже к концу картины. На экране появляется странный адвокат (Тим Рот). Честно говоря, мне сразу показалось, что с ним что-то не так. То ли он — еще один из способов довести Далию до «психушки», то ли сам он со странностями, но его персонаж не привлекает внимания зрителя.
В общем, как я уже сказал, фильм «Темная вода» — это одна большая недосказанность. По жанровой чистоте на ужасы он явно не тянет, а вот на комедию — подчас да.