Как выбрать фотоаппарат? Часть 2
Начинающим фотолюбителям не позавидуешь: разобраться в огромном ассортименте современном камер — сложная задача. Продолжаем рассматривать характеристики фотоаппаратов, которые помогут выбрать подходящий вариант.
Фокусное расстояние. Просто говоря, это расстояние от середины объектива до точки фокусировки. У большинства фотоаппаратов оно имеет переменное значение и обозначается, например, так: 5.8−24 миллиметра (первая цифра обозначает короткий конец фокусного расстояния, вторая — длинный). Зачем это знать?
От разницы фокусных расстояний зависит зум объектива — иначе говоря, степень «приближения» объектов при фотопленке. Вычислить его приблизительное значение очень просто: поделите «длинную» цифру на «короткую». В нашем примере 24 миллиметра, деленные на 5,8 миллиметра, дают 4,1 — то есть примерно четырехкратный зум. Впрочем, в описаниях любительских камер производители часто указывают непосредственно зум, так что рассчитывать ничего не приходится. Стоит отметить, что речь идет об оптическом зуме. На словосочетание «цифровой зум» можете не обращать внимания — это пустые слова, не несущие никакой ценности.
Большой зум хорош для путешествий — не всегда бывает возможно сфотографировать какую-либо достопримечательность вблизи. Неслучайно одна из разновидностей компактных фотоаппаратов — так называемые «ультразумы», которые предлагают 30−40-кратное приближение объекта съемки. Но, как и всегда, есть один подвох: чем больше фокусное расстояние — тем меньше светосила, поэтому при значительном приближении объекты на компактном аппарате будут получаться размытыми. Выход здесь — снимать со штатива, но кто берет с собой штатив в путешествия? А для студийной съемки лучше выбрать «большую» камеру, у которой светосила объектива обычно больше.
Светосила и светочувствительность. Светосила — это характеристика объектива, так называется максимальный размер открытия диафрагмы при съемке. Этот показатель определяет, сколько света попадет на матрицу. Опять же: чем больше — тем лучше. Светосильными считаются объективы со значением f/2,8 и выше, а темными называют объективы со значением f/35 и ниже. Однако сама по себе светосила не гарантирует качества снимков. А если вы собираетесь снимать только при ярком свете или вблизи со вспышкой — вас этот параметр может вообще не интересовать.
Светочувствительность — это характеристика матрицы. Она определяет способность образовывать изображение под воздействием света. Этот параметр обозначается буквами ISO. Стандартный показатель для компактных камер — ISO 100−6400, хотя в некоторых моделях он доходит и до ISO 12800. И здесь — опять! — есть одно «но»: при прочих равных условиях большая светочувствительность дает больше «шумов» — погрешностей на изображении. Однако при одинаковом значении ISO большая матрица будет давать меньше шумов, чем меньшая. Так что при покупке «компакта» с маленькой матрицей лучше отказаться от большой светочувствительности — и забыть о хороших съемках в сумерках. А вот у крупногабаритного фотоаппарата вполне есть шанс иметь матрицу и большого физического размера, и с большой светочувствительностью.
Видоискатель. Здесь все, казалось бы, просто: он или есть, или его нет. Но видоискатель «компакта» и видоискатель «зеркалки» — это, как говорится, две большие разницы. В компактном аппарате видоискатель представляет собой обычное окошко, расположенное, как правило, выше объектива — а потому изображение в видоискателе не совпадает с изображением в объективе. Другими словами, на выходе мы получим не совсем то, что видим. А зеркальный фотоаппарат потому и называется зеркальным, что изображение на видоискатель поступает непосредственно из объектива через систему зеркал. Но именно эта система, занимающая немало место, делает корпус «зеркалки» таким громоздким.
Производители дешевых «компактов» часто вовсе экономят на видоискателе, предлагая выбирать кадр лишь по экрану. Такой способ имеет свои минусы: во-первых, быстро «садится» батарея, во-вторых, при съемке экран греется, а за ним греется и матрица, что плохо сказывается на качестве снимков.
Остальное. Перечислять прочие параметры в рамках одной статьи, наверное, не стоит, тем более что с ними вы можете разобраться самостоятельно. Удобство корпуса, понятность управления, скорость включения и фокусировки, наличие «примочек» вроде оптического стабилизатора, съемки Full HD видео или Wi-Fi — все это, конечно, важно, но вряд ли имеет решающее значение при выборе фотокамеры.
Что все-таки выбрать? Итак, вернемся к распространенным обозначениям типов фотокамер — сейчас они помогут нам понять, в каком из аппаратов мы, скорее всего (но необязательно!), найдем нужное нам сочетание параметров.
Зеркальная камера — это большой и тяжелый корпус, зеркальный видоискатель, большая (во всех смыслах) матрица и хороший ассортимент сменных объективов на любой вкус: с разным фокусным расстоянием и разной светосилой.
Беззеркальная камера — почти то же самое, что и зеркальная, только без системы зеркал, а значит, с меньшими габаритами, достаточными, однако, для установки довольно большой (впрочем, все равно меньшей, чем у «зеркалок») матрицы. Такой аппарат также имеет возможность смены объективов, однако их выбор пока невелик.
Компактный фотоаппарат, он же «мыльница» — маленький и легкий корпус, незеркальный видоискатель или его отсутствие, относительно небольшая матрица и светосила. Здесь продавцы иногда выделяют категорию «премиальный компакт», в которую относят небольшие фотоаппараты с улучшенными характеристиками — но по более высокой цене.
«Ультразум» — подвид фотоаппарата, имеющий, как несложно догадаться по названию, возможность большого — до 40 раз — приближения объектов при съемке.
И для всех этих фотоаппаратов действует одна простая закономерность: чем больше матрица, светосила и значение зума — тем больше и тяжелее камера. И, в общем, исходя из этого вам и нужно сделать свой выбор. Других вариантов современные технологии пока, увы, не предложили.