Революция на Украине - что о ней говорят?
Интересно и страшно одновременно смотреть новости о событиях на Украине. Интересно и страшно, потому что европейские, украинские и российские СМИ, которые я смотрю, пытаясь понять, что же на самом деле случилось, просто-напросто показывают и рассказывают диаметрально противоположные истории. Словно репортажи со светлой и темной стороны Луны.
Российские СМИ, видно позабыв, что Украина как-никак независимое государство, а не часть Российской империи или СССР, на один высокий голос откровенно нагнетают истерию, раз за разом подавая блюдо под названием «Майдан» с одной и той же подгоревшей стороны, порой с таким запалом и даже агрессивностью комментируя НЕ СВОИ события, рассказывая о какой-то своей Украине, через свою, особенную призму, в которой как-то по-особенному преломляется и свет, и мысль. Односторонне, в нужном свете подается недавняя общая история, односторонне трактуется история вершащаяся. Комментарии и репортажи не лишены здравого смысла, в свете той же общей истории, например, но ощущение такое, что все тексты пишет один агитатор — ни плюрализма мнений, ни попытки объективного независимого анализа происходящего нет. До боли знакомое deja vu из пропаганды советских времен.
Украинские СМИ, напротив, более сдержанно и спокойно, без истерии и ближе к фактам, сосредотачиваются на происходящих, СВОИХ событиях, порой также не в силах удержаться от высокопарного субъективного пафоса, скорбного траура без попытки понять причины, к нему приведшие, или заунывного повторения робкой надежды на будущее, заменяющей здравый смысл и анализ происходящего.
Европа все больше традиционно нейтрально и спокойно комментирует происходящее, осторожно поддерживая так называемый Майдан и волеизъявление украинского народа, выражая свое сочувствие по поводу многочисленных жертв и обещая помощь.
Послушать российские СМИ, на Украине совершен переворот проплаченными крайними радикалами и бандеровцами. Послушать украинские, на Майдан вышли обычные люди, чье терпение мириться с коррумпированной властью, олигархами и беспросветной жизнью, иссякло. Послушать российские СМИ, применение силы в виде метания булыжников, коктейлей Молотова и нескольких случаев стрельбы из пневматических винтовок радикалами было недопустимо и явилось предтечей многочисленных жертв впоследствии. Послушать украинские, смертельный огонь открыла противная сторона, с крыш домов на поражение стреляли снайперы президента, к мирным протестующим были применены крайние меры. Российская сторона надрывно рассказывает об очередной, проплаченной Западом оранжевой революции с вполне понятными геополитическими интересами. Украинская сторона — больше о революции уставшего духа, народном бунте, борьбе против тирании, за светлое будущее и героях Майдана.
Конечно, лгут или заблуждаются и те, и другие. Российская сторона чересчур усердствует в худших советских традициях в однобокой пропаганде и агитации, а украинская наивно полагает, что уставший от тирании народ взял и сверг своего тирана, и теперь все будет хорошо. Первые весьма грубо и открыто подливают в масло огонь, целиком концентрируясь на антимайдановских настроениях на востоке Украины, где проживает пророссийское большинство и в Крыму, на который они имеют вполне понятные виды. Первые весьма четко цепляются и агрессивно развивают приватные высказывания отдельно взятых представителей радикальных формирований, которые и двух слов толком связать не могут и говорят не от имени народа, а от своего собственного имени, о возмездии «беркутовцам», о предстоящих погромах русскоязычного населения, судах Линча над бывшими соратниками президента, приходу к власти националистов и т. д. Вторые пока больше с искренним чувством оплакивают погибших, то и дело выкрикивают, не понимая до конца, зачем, «Слава Украине! Слава героям!», надеются на помощь от Запада и вход в ЕС, и что все у них будет хорошо.
А правда, как всегда, лежит где-то посередине, где ее никто замечать не хочет, да и нащупать ее не так-то просто. Наивно полагать, что Запад будет только помогать и издали наблюдать за тем, что разворачивается на Украине. Многочисленные визиты различных представителей западных стран, встречи с лидерами оппозиции, а также недавняя история, когда страну раздирала не только внутренняя междоусобица, но на нее имели виды и поляки, и немцы, и англичане, не дает возможности счастливо забыться, слушая призывные западные речи о суверенитете, демократии и процветании в большой европейской семье. Недавние события в Ливии, где была свергнута легитимная власть, или в Сирии, где ее пытаются свергнуть, и что в этих странах происходит, а именно хаос и гражданская война, не дают надежды поверить, что на Украине все будет иначе. Потом, Украина — бедная страна и в ЕС ей будут рады, скорее, как, например, не вылезающей из долгов и нищеты Болгарии, в качестве нового рынка своих товаров, дешевой рабочей силы и т. п.
Также не стоит поддаваться на «дружественную» риторику российских властей, так обеспокоенных тем, «что происходит в братской Украине»: у правительства России свои, вполне объективные геополитические и экономические интересы, которые оно выгодно замешивает на любви к братскому народу, порой искренне в нее, эту любовь, веря. И оно только выиграет от того, если Украина расколется на два лагеря, где богатая природными ресурсами восточная часть страны в том или ином виде примкнет к России, а автономный Крым с российским флотом, вроде Северной Осетии, также захочет войти в состав Российской Федерации и т. д.
Конец Майдана — это только начало. На Украине разворачивается большая игра, и безымянных жертв, не столь героически павших перед объективами телекамер, как на Майдане, будет еще больше. Игра за власть, за ресурсы, умы и чувства простых людей. Политика, как известно, — всегда красиво приправленная ложь. Политики — речистые лгуны, за чьей высокой риторикой всегда стоят довольно земные, корыстные интересы. И большинство им выбирает доверять только по 2 причинам: по святому неведению или по своим корыстным интересам…
Когда-то, в молодости, я занимался гуманитарной помощью «от народа США братским народам бывшего СССР». Первый год я искренне верил в благородство заявленных идей, братскую помощь, все эти Peace Corps, USAID и развитие НПО на деньги Дядюшки Сэма. Был вовлечен и увлечен. Пока не стал задаваться вопросом, а зачем далекой заокеанской стране нужно кому-то за тридевять земель бесплатно помогать? Ввозить сухпайки, которые никто не ест, раздавать использованные средства химзащиты, которым место на помойке, на свои деньги развивать неподконтрольные местным властям организации? Зачем нужны центры культуры и изучения языка, гранты и стипендии? Зачем все это поддерживать и обеспечивать? И разве есть в нашем мире, тем более в устах политиков и экономистов, место неясному понятию «альтруизм»?
В очередной раз насмотревшись истерии в российских СМИ о бесчинствующих радикалах, отрядах самообороны и нехватке продуктов в местных магазинах, я позвонил своим родственникам в Киевской, Ровенской и Запорожской областях. Все они, как один, успокоили меня, сказав, что у них все спокойно, госучреждения работают в обычном режиме, а в магазинах нет дефицита. Разве что цены на некоторые продукты подскочили. Ну и конечно, простые люди думают, переживают — не без этого. А то, что ситуацию на Украине представляют глазами напуганной бабушки или как вырезанное из контекста мнение какого-нибудь крайнего элемента или боящегося потерять свое место чиновника, так это не вся Украина.
Нужно еще быть украинцем, прожить в стране какое-то время, ощутить на себе, как и чем живет народ, какие у него проблемы и трудности. Самому побороться, пострадать, пропустить сквозь себя, что происходит в стране, чтобы делать какие-то выводы за тот самый народ. На себе испытать произвол властей, столкнуться с коррупцией и взяточничеством на всех уровнях, без которых нельзя ничего добиться, наслушаться и насмотреться dolce vita местных олигархов на общем фоне нищеты и бесправия. Иначе, все возмущение или непонимание, а также многочисленные выводы, будут лишь субъективным взглядом со стороны, когда сытый голодного не разумеет или каждый судит по себе.
По-моему мнению, мало хорошего ожидает Украину в ближайшее будущее. Прежде чем станет лучше, станет еще хуже. Местная оппозиция займется дележом кожаных кресел и портфелей — да и на что окажутся пригодны новоиспеченные боксеры-политики или проворовавшиеся с сомнительным реноме политики недавнего прошлого — большой открытый вопрос. Освободилось место у кормушки — на место старым драконам придут новые. Россия будет пытаться перетянуть на свою сторону пророссийские восток и юг, продолжая и дальше разжигать истерию и проводя свою игру под лозунгом любви к братскому народу. Будет стараться приватизировать крупнейшие предприятия на востоке страны. Европа и США также не преминут воспользоваться ситуацией и нарастить свое влияние на Украине, подкупив страну на грани банкротства траншами и кредитами, заманивая украинский народ в европейскую кабалу.
Глядя на все это, вспоминаю грустные строки: «Когда паны дерутся, у мужиков чубы трещат». И еще: «Дивлюсь я на небо — та й думку гадаю: Чому я не сокіл, чому не літаю?». Так хочется вспорхнуть вверх и улететь прочь от этой земной юдоли…