Как правильно выбрать развивающие игрушки для детей
Очень часто к развивающим игрушкам относят в первую очередь высокотехнологичные игрушки, оснащенные многочисленными звуковыми и световыми эффектами. Некоторые родители даже думают, что чем больше может игрушка, тем она полезнее для развития. Однако детские психологи уже неоднократно опровергли это заблуждение. Система «нажал кнопку - прослушал мелодию» не только не способствует развитию малыша, но и способна замедлить его, если эта игрушка - его основной собеседник. Обучение здесь подменяется выработкой условного рефлекса. Нет ничего плохого в игрушках «со звуком» при условии, что они требуют от ребенка творческих решений (например, игрушечные музыкальные инструменты), или имеют помимо звуковой еще и другие функции (например, развитие мелкой моторики).
Другая, не менее распространенная ошибка родителей – путать понятия «развивающая» и «обучающая» игрушка. К обучающим относятся игры, направленные на обучение ребенка конкретным навыкам: например, счету или знанию букв. Но понятие «развивающая игрушка» намного шире. Роль развивающей игрушки может взять на себя практически любой предмет, позволяющий ребенку проявить творческое начало и реализовать собственные идеи. Наверняка все родители замечали, с каким упоением дети могут играть с самыми простыми обиходными предметами: катушками или пластиковыми пузырьками, линейкой или собственным ботинком… Качественная развивающая игрушка отличается от просто взятого из взрослого мира бытового предмета тем, что стимулирует интерес ребенка к самостоятельному постижению мира, привлекает его внимание к собственным возможностям.
Самый доступный пример по-настоящему развивающей игрушки хорошо знаком всем взрослым еще с их собственного детства. Это простые, устойчивые деревянные кубики. Невозможно перечислить все игры, которые можно придумать с их использованием. Пирамидка с кольцами, коробка на колесиках, формочки, вкладывающиеся одна в другую – все это и есть развивающие игрушки, с которыми мы познакомились намного раньше, чем узнали, что игрушки должны быть развивающими.
При выборе развивающей игрушки для ребенка стоит руководствоваться несколькими основными критериями.
Первый из них – многофункциональность. Если игрушка имеет единственный способ применения, она надоест ребенку в течение одного дня. И не принесет ему пользы. Ведь самое интересное в игре – это самому придумывать правила. В идеале игрушка должна расти вместе с ребенком. Например, из кубиков восьмимесячный малыш может построить маленькую башенку, трехлетний – гараж для машин, а пятилетний – необыкновенно сложный многоэтажный замок с галереями и мостиками.
Второй критерий – отсутствие строгого алгоритма применения. Для того чтобы игрушка помогала ребенку познавать мир и развиваться, она должна оставлять малышу достаточно пространства для воображения. Многие современные высокотехнологичные игры диктуют ребенку вопросы и сами же на них отвечают. Однако постановка задач должна оставаться неприкосновенным правом самого ребенка. А игрушка должна его только стимулировать и подталкивать к этому.
И, наконец, самое главное: покупая ребенку даже самую замечательную в педагогическом смысле игрушку, не стоит ожидать, что она начнет воспитывать его сама. Играйте с ребенком, придумывайте игры с ним вместе, радуйтесь его успехам – и вашей наградой станут незабываемые успехи и гармоничное развитие Вашего малыша.
www.razumnica.ru