Rah-66 Comanche
Boeing Sikorsky RAH-66 «Команч» – когда известность не спасает
Обычно опытные образцы военной техники не приобретают широкой известности. Они интересны только заказчикам, а
Книга войны
Чинук Армия США
CH-47 Chinook – двугорбый верблюд армии США
Абсолютное большинство современных вертолётов построены по одновинтовой схеме. Исключения случаются настолько редко, что становятся
Книга войны
МИ-35 ВВС России
Ми-35 – новая жизнь «Крокодила»
Созданный в СССР ударный и транспортный вертолет Ми-24 за необычную форму прозванный крокодилом, составлял
Книга войны
МИ-28
Ми-28 – беспощадный «Опустошитель»
Российский ударный вертолет Ми-28 выполнил первый взлет еще в эпоху расцвета СССР, но в
Книга войны
Ми-24
Ми-24 – “Стакан”, “Крокодил”, “Superhind”
Ударный вертолёт Ми-24 стал первой специализированной штурмовой машиной подобного типа, разработанной в Советском Союзе.
Книга войны
Чёрная акула КА-50
Вертолёт Ка-50 – «черная акула» в голубом небе
Появление в воздушном пространстве России уникальной конструкции вертолёта Ка-50, свидетельство совершенства ума и полета
Книга войны
Военный вертолёт МИ-26
Вертолёт Ми-26 – Рота солдат за один вылет
Ми-26 появился в результате эволюционного развития тяжелых вертолётов. Он создан для того, чтобы удовлетворять
Книга войны
Вертолет UH-60 Black Hawk – птица высокого полета
Вертолет UH-60 Black Hawk является основным транспортным и штурмовым двухмоторным вертолетом средней грузоподъемности армии
Книга войны
Российский вертолёт Ка 52
Ка-52 – аллигатор на службе в российской армии
Новые условия на поле боя выдвигают новые требования к боевой технике. Особенно это касается
Книга войны
Вертолёт «Ансат»
Вертолёт «Ансат» – казанское решение транспортного вопроса
Завод по производству вертолётов в Казани – старейшее предприятие подобного профиля в России. С
Книга войны
Kamov Ka-32A11BC
Вертолёт Ка-32 – на все руки мастер
Визитной карточкой ОКБ Николая Камова были (и остаются) летательные аппараты соосной схемы. Конструктивная сложность
Книга войны
Ка-29
Вертолёт Ка-29 – штурмовик для морской пехоты
С 50-х годов разработку и производство вертолётов в СССР поделили между собой два конструкторских
Книга войны
МИ-1
Вертолёт Ми-1–первый массовый вертолёт Советского Союза
Справочник по авиации, изданный в 1917 году, определил вертолёты, как непрактичные и бесперспективные машины.
Книга войны
Bell V-22 Osprey
Конвертоплан Bell V-22 Osprey – прорыв к будущему или тупиковая ветка
Долгое время конструкторов волновала идея: как соединить лучшие качества вертолёта и самолёта? Такой аппарат
Книга войны
КА-62
Вертолёт КА-62 – возрождённый после забвения проект
Авиастроители из ОКБ им. Камова, уже более четверти века пытаются расширить российский вертолётный парк
Книга войны
МИ-8
Вертолёт Ми-8 – верная «восьмёрка» уже более чем полвека
Если искать машину, годящуюся для роли «собирательного образа» вертолёта СССР (да и России), то
Книга войны
Апач
Вертолёт Апач: легенда вооружённых сил США
ВВС США в 80-е годы пополнил новый вертолёт AH-64, более известный как «Apache», рассчитанный
Книга войны
Ка-26
Ка-26 – сельскохозяйственный «хулиган»
Интенсивное развитие сельского хозяйства и промышленности в 50-е годы прошлого столетия дало мощный толчок
Книга войны
Ми-4
Ми-4 – первый универсальный вертолет СССР
Вертолет Ми-4 стал визитной карточкой Советской Армии и олицетворением многих строек в 50-е и
Книга войны
Ми-6 – винтокрылый гигант
Ми-6 – винтокрылый гигант
Советский вертолет Ми-6, созданный в конце 50-х годов, стал настоящей сенсацией. На тот момент
Книга войны

Чтобы добраться до современных вершин технического совершенства, вертолёты России прошли долгий путь. Военные винтокрылые машины появились первыми, потом пришёл черёд и гражданских аппаратов.

Долгое время единственным летательным средством оставался самолет. Его принцип полёта имел серьезный недостаток – необходимость постоянно двигаться, чтобы оставаться в воздухе. Кроме того, ему требовалась взлётно-посадочная полоса. Это ограничивало область применения таких аппаратов. Часто возникала потребность в устройствах, которые могли бы взлетать и садиться вертикально, а их возможность полёта не зависела бы от скорости движения. После долгих исследований и опытов эту нишу занял вертолёт.

История возникновения вертолётов

Люди с древнейших времён мечтали о полётах. Об использовании принципов, на основе которых сейчас летают винтокрылые машины, задумывались еще в древнем Китае. Европа тоже не оставалась в стороне. Среди чертежей, обнаруженных после смерти Леонардо да Винчи, найдены изображения устройств с подобием лопастей.

Воздушный винт Леонардо да Винчи,

В России Михаил Ломоносов проектировал винтовой механизм для вертикального взлета, который он собирался использовать для метеорологических наблюдений.

Впервые в истории вертикальный взлет был совершен во Франции братьями Бреге.

Под руководством профессора Шарля Рише они создали аппарат, поднявшийся над землей на полметра.

Крупный прорыв в развитии геликоптеров произошел в 1911 году, когда российский инженер Борис Юрьев сконструировал автомат перекоса, управляющий наклоном оси вертолётного винта. Этим решилась проблема получения горизонтальной скорости. В дальнейшем такими аппаратами стали заниматься многие исследователи в Аргентине, Франции, Италии и других странах.

В СССР первый полёт на винтокрылой машине совершил Алексей Черёмухин в 1932 году. Он поднялся на высоту 605 метров и установил мировой рекорд. Через три года Луи Бреге смог развить скорость выше 100 км/ч. После этого отпали все сомнения в целесообразности развития вертолётостроения, в первую очередь в военной области.

Развитие вертолётостроения в СССР и США

Начало американским вертолётам положил русский инженер Игорь Сикорский. В СССР он занимался разработкой аэропланов, а переехав в США основал фирму по созданию геликоптеров. В 1939 году был создан первый аппарат VS-300, спроектированный по классической одновинтовой схеме Юрьева.

На первых показательных полётах конструктор сам управлял своим детищем. В 1942 году появилась разработанная по заказу правительства США модель VS-316. Она использовалась, главным образом, для связи и проведения спасательных операций.

Фирма Сикорского продолжила совершенствовать свои аппараты, и в 1946 году в модели S-51 впервые появился автопилот.

В 1930-е годы в Советском Союзе вертолётостроению не уделялось достаточно внимания. В 1940 году Борису Юрьеву разрешили создать конструкторское бюро, но началась война, и о геликоптерах пришлось забыть. После окончания войны винтокрылые машины стали распространяться по всему миру.

Ми-1 многоцелевой

В СССР были созданы два КБ, которые возглавили Михаил Миль и Николай Камов. Они использовали в своих конструкциях одновинтовую и соосную схему соответственно. К концу 1940-х годов были представлены несколько моделей на конкурс. В нём победил аппарат Ми-1 производства КБ Миля.

Перспективы развития боевых вертолётов

Общим вектором развития винтокрылых машин является стремление создать аппарат, объединяющий положительные стороны вертолётов со скоростными характеристиками самолётов. В первую очередь такие возможности должны получить боевые вертолёты. Во многих странах, в том числе в России и в США, существуют программы по разработке вертолётов будущего.

Вертолёт S-97 Raider

Перспективный вариант использования толкающего винта реализован в американском проекте S-97 Raider. Предполагается, что он будет способен развивать скорость до 450 км/ч. Его важным достоинством будет способность совершать полёт на больших высотах.

В России разрабатывается революционный проект реактивного вертолёта (Ка-90). Его взлёт, посадка и первоначальный разгон должен происходить по вертолётному принципу.

Для получения высокой скорости будет включаться реактивный двигатель, разгоняющий аппарат до 800 км/ч.

Стремительное развитие технологий даёт всё больше автономности как отдельным подсистемам, так и целым агрегатам. Многие функции, которые сейчас выполняют вертолёты, в перспективе возьмут на себя беспилотные аппараты.