До сих пор подростки в кинотеатрах (или во время более тщательного изучения темы по фотографиям в сети) ловят эстетический кайф от вида обмундирования военных преступников, от формы СС. Да и взрослые не отстают: в альбомах многих пожилых людей знаменитые артисты Тихонов и Броневой красуются именно в соответствующем облачении.
Такое сильное эстетическое воздействие обусловлено тем, что для войск СС (die Waffen-SS) форму и эмблему разрабатывал талантливый художник, выпускник Ганноверской художественной школы и Берлинской Академии, автор культовой картины «Мать» Карл Дибич (Karl Diebitsch). При создании окончательного варианта с ним сотрудничал дизайнер и модельер формы СС Вальтер Хек (Walter Heck). А шили обмундирование на заводах малоизвестного тогда модельера Хьюго Босса (Hugo Ferdinand Boss), а ныне его бренд знаменит на весь мир.
История формы СС
Изначально эсэсовцы-охранники партийных лидеров НСДАП (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei – Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), как и штурмовики Рема (руководителя СА – штурмовых отрядов – Sturmabteilung), ходили в светло-коричневой рубашке плюс бриджи и сапоги.
Еще до окончательного решения о целесообразности существования одновременно двух параллельных «передовых охранных отрядов партии» и до зачистки СА, «имперский вождь СС» Гиммлер продолжил членам своего отряда носить черный кант на плече коричневого кителя.
Черная форма была введена лично Гиммлером в 1930 году. Черный китель образца военной вермахтовской куртки носили поверх светло-коричневой рубашки.
Первое время этот китель имел то три, то четыре пуговицы, общий вид парадной и полевой формы постоянно дорабатывался.
Когда в 1934 году было введено обмундирование черного цвета, разработанное Дибичем-Хеком, от времен первых эсэсовских отрядов осталась только красная с черным кантом нарукавная повязка со свастикой.
Первое время существовало два комплекта формы солдат СС:
- парадный;
- повседневный.
Позднее, уже без участия знаменитых дизайнеров, были разработаны полевая и камуфлированная (порядка восьми вариантов летнего, зимнего, пустынного и лесного камуфляжей) униформа.
Отличительными признаками военнослужащих частей СС по внешнему виду надолго стали:
- красные повязки с черным кантом и свастикой, вписанной в белый круг - на рукаве кителя мундира, куртки или шинели;
- эмблемы на кепи или фуражках - сначала в виде черепа, затем в виде орла;
- исключительно для арийцев - знаки принадлежности к организации в виде двух рун на правой петлице, знаками воинского старшинства на правой.
В тех дивизиях (например «Викинг») и отдельных частях, где служили иностранцы, руны заменялись эмблемой дивизии или легиона.
Изменения коснулись внешнего вида эсэсовцев в связи с их участием в военных действиях, и переименованием «Аllgemeine (общие) СС» в «Waffen (вооруженные) СС».
Изменения к 1939 году
Именно в 1939 году знаменитая «мертвая голова» (череп, делавшийся сначала из бронзы, затем из алюминия или латуни) трансформировалась в знаменитого по сериалам орла на кокарде фуражки или пилотки.
Сам череп, вместе с другими новыми отличительными чертами, остался принадлежностью танкового корпуса СС. В том же году эсэсовцы получили и белую парадную форму (белый китель, черные бриджи).
При реконструкции «Альгемейн СС» в «Ваффен СС» (чисто «партийная армия» была реорганизована в боевые войска под номинальным главнокомандованием генштаба Вермахта) с формой эсэсовцев произошли следующие изменения, при которых были введены:
- полевая форма серого (знаменитый «фельдграу») цвета;
- парадная белая форма для офицеров;
- шинели черного или серого цветов, также с нарукавными повязками.
При этом шинели уставом дозволялось носить расстегнутыми на верхние пуговицы, чтоб было проще ориентироваться в знаках различия.
После указов и нововведений Гитлера, Гиммлера и (под их руководством) Теодора Эйке и Пауля Хауссера, окончательно оформилось разделение СС на полицейские (прежде всего, подразделения типа «Мертвая голова») и боевые части.
Интересно, что «полицейским» частям мог приказывать исключительно лично рейхсфюрер, а вот боевые части, считавшиеся резервом военного командования, могли быть использованы генералами Вермахта. Служба в «ваффен СС» приравнивалась к выполнению воинской повинности, а полицейские и охранные силы не считались воинскими подразделениями.
Впрочем, части СС оставались под пристальным вниманием верховного партийного руководства, как «образец политической силы». Отсюда постоянные изменения, даже в ходе войны, в их униформе.
Форма СС в военное время
Участие в военных компаниях, расширение отрядов СС до полнокровных дивизий и корпусов породило систему званий (не слишком отличающуюся от общеармейской) и знаков различий:
- рядовой (шюцман, в просторечии просто «ман», «человек СС» ) носил простые черные погоны и петлицы с двумя рунами на правой (левая - пустая, черного цвета);
- рядовой «проверенный», после полугода службы (обершутце) получал «шишечку» («звездочку») серебряного цвета на погон полевой («маскировочной») формы. Остальные знаки различия были тождественны шюцману;
- ефрейтор (штурмман) получал тонкую двойную серебристую полоску на левую петлицу;
- младший сержант (роттенфюрер) имел уже четыре полосы того же цвета на левой петлице, а на полевой форме «шишечка» заменялась на треугольную нашивку.
Унтер-офицерский состав войск СС (принадлежность к нему проще всего определять по частице «шар») получал уже не пустые черные погоны, а с серебристым кантом и включал в себя звания от сержанта до старшего фельдфебеля (штаб-фельдфебель).
Треугольники на полевой форме заменялись на прямоугольники, различной толщины (самая тонкая у унтершарфюрера, самая толстая, почти квадратная, - у штурмшарфюрера).
Эти эсэсовцы имели следующие знаки различия:
- сержант (унтершарфюрер) - черные погоны с серебристым кантом и маленькая «звездочка» («квадрат». «шишечка») на правой петлице. Те же знаки отличия были и у «юнкера СС»;
- старший сержант (шарфюрер) - такие же погоны и серебристые полоски сбоку от «квадрата» на петлице;
- старшина (обершарфюрер) - погоны те же, на петлицу две звездочки без полосок;
- прапорщик (гауптшарфюрер) - петлица, как у старшины, но с полосками, на погонах уже две шишечки;
- старший прапорщик или фельдфебель (штурмшарфюрер) - погоны с тремя квадратиками, на петлице те же два «квадрата», что у прапорщика, но уже с четырьмя тонкими полосками.
Последнее звание осталось достаточно редким: его присваивали только после 15 лет беспорочной службы. На полевой форме серебряный кант погон заменялся зеленым с соответствующим числом черных полосок.
Форма офицерского состава СС
Форма младшего офицерского состава различалась уже по погонам маскировочной (полевой) формы: черной с зелеными полосами (толщина и количество в зависимости от звания) ближе к плечу и переплетёнными дубовыми листьями над ними.
- лейтенант (унтерштурмфюрер) - серебристые «пустые» погоны, три квадратика на петлице;
- старший лейтенант (оберштурфюрер) - квадрат на погонах, к знакам на петлице добавлялась серебристая полоса, две линии на нарукавной нашивке под «листьями»;
- капитан (гауптштурмфюрер) - добавочные линии на нашивке и на петлице, погон с двумя «шишечками»;
- майор (штурмбаннфюрер) - серебристые «плетёные» погоны, три квадрата на петлице;
- подполковник (обербаннштурмфюрер) - один квадрат на витом погоне. Две тонкие полоски под четырьмя квадратиками на петлице.
Начиная с майорского звания, знаки отличия претерпели несущественные различия в 1942 году. Цвет подложки у витых погон соответствовал роду войск, на самом погоне иногда наличествовал символ воинской специальности (знак танковой части или, например, ветеринарной службы). «Шишечки» на погонах после 1942 года из серебристых превратились в знаки золотистого цвета.
По достижении звания выше полковничьего менялась и правая петлица: вместо рун СС на неё помещались стилизованные серебристые дубовые листья (одинарный у полковника, тройной у генерал-полковника).
Остальные знаки различия старших офицеров выглядели следующим образом:
- полковник (штандартенфюрер) - три полосы под сдвоенными листьями на нашивке, две звезды на погонах, дубовый лист на обеих петлицах;
- не имеющее аналогов звание оберфюрер (нечто вроде «старшего полковника) - четыре толстые полосы на нашивке, сдвоенный дубовый лист на петлицах.
Характерно, что у этих офицеров оставались и черно-зеленые «маскировочные» погоны для «полевого», боевого обмундирования. У командиров более высоких рангов цвета становились уже не такими «защитными».
Форма у генералитета СС
На мундирах СС у высшего командного состава (генералитета) появляются уже золотистого цвета погоны на кроваво-красной подложке, с символами серебряного цвета.
Изменяются и погоны «полевой» формы, так как в особой маскировке нет нужды: вместо зеленого цвета на черном поле у офицеров, генералы носят тонкие золотые знаки. Погоны становятся золотыми на светлом фоне, с серебряными знаками различия (за исключением мундира рейхсфюрера со скромным тонким черным погоном).
Знаки различия высшего командования на погонах и петлицах соответственно:
- генерал-майор войск СС (в ваффен СС - бригаденфюрер) - золотое шитье без символов, сдвоенный дубовый лист (до 1942 года) с квадратиком, тройной лист после 1942 года без дополнительного символа;
- генерал-лейтенант (группенфюрер) - один квадрат, тройной дубовый лист;
- полный генерал (обергруппенфюрер) - две «шишки» и дубовый лист трилистник (до 1942 года на петлице нижний лист был тоньше, зато присутствовали два квадратика);
- генерал-полковник (оберстгруппенфюрер) - три квадратика и тройной дубовый лист с символом ниже (до 1942 года у генерал-полковника также был тонкий лист в нижней части петлицы, но при трех квадратиках).
- рейхсфюрер (ближайший, но не точный аналог - «нарком НКВД» или «генерал-фельдмаршал») носил на мундире тонкий серебряный погон с серебряным же трилистником, и окруженные лавровым листом на черном фоне дубовые листья в петлице.
Как видно, генералитет СС пренебрегал (за исключением рейхсминистра) защитным цветом, впрочем и в боях им, за исключением Зеппа Дитриха, приходилось участвовать реже.
Знаки отличия в Гестапо
В службе безопасности СД Гестапо тоже носили эсэсовскую форму, звания и знаки различия практически совпадали со званиями в «Ваффен» или в «Альгемейне СС».
Сотрудников Гестапо (позднее и РСХА) отличали отсутствие рун на петлицах, а так же обязательный нагрудный жетон службы безопасности.
Любопытный факт: Штирлица в великом телефильме Лиозновой зритель видит почти всегда именно в чёрном мундире, хотя на момент весны 1945 года, чёрная форма почти повсеместно в СС была заменена более удобной для фронтовых условий «парадкой» темно-зеленого цвета.
В исключительно черном кителе мог ходить Мюллер - и как генерал, и как редко выбирающийся в районы передовой руководитель высокого ранга.
Камуфляж
После преобразований охранных отрядов в боевые части указами 1937 года, в элитные боевые подразделения СС начали уже к 1938 году поступать образцы камуфлированной формы. Она включала в себя:
- чехол на шлем;
- куртку;
- маску для лица.
Позднее появились камуфлированные накидки (Zelltbahn). Брюки (бриджи) до появления в районе 1942-43 годов двусторонних комбинезонов были от обычной полевой формы.
- в горошек;
- под дубовые (eichenlaub);
- пальмовые (palmenmuster);
- платановые листья (platanen).
При этом маскировочные куртки (а затем и двусторонние комбинезоны) имели почти весь необходимый спектр расцветок:
- осенний;
- летний (весенний);
- дымный (чёрно-серый горошек);
- зимний;
- «пустынный» и другие.
Первоначально обмундирование из камуфлированных водонепроницаемых тканей поставлялось в Verfugungstruppe (диспозиционные войска). Позднее камуфляж стал неотъемлемой частью формы «целевых» групп СС (Einsatzgruppen) разведывательных и диверсионных отрядов и подразделений.
Немецкое руководство в годы войны творчески подходило к созданию камуфлированного обмундирования: удачно заимствовались находки итальянцев (первых создателей камуфляжа) и разработки американцев и англичан, достававшиеся в числе трофеев.
Тем не менее, нельзя недооценивать вклад собственно германских и сотрудничавших с режимом Гитлера ученых, в разработку таких знаменитых марок камуфляжей, как
- ss beringt eichenlaubmuster;
- sseichplatanenmuster;
- ssleibermuster;
- sseichenlaubmuster.
Над созданием этих типов расцветок работали профессора физики (оптики) изучавшие эффекты от прохождения лучей света сквозь дождь или листву.
О камуфляжном комбинезоне SS-Leibermuster советской разведке было известно меньше, чем союзнической: он применялся на Западном фронте.
О существовании подобной краски в 1944-1945 годах до сих пор сравнительно мало известно, высказываются предположения, что речь шла о «светопоглощающей» (конечно, частично) черной ткани, на которую позже наносились рисунки.
В советском фильме 1956 года «В квадрате 45» можно увидеть диверсантов в костюмах, наиболее напоминающих SS-Leibermuster.
В единственном экземпляре образец этой военного обмундирования находится в военном музее в Праге. Так что ни о каком массовом пошиве формы этого образца речи быть не может, подобных камуфляжей было выпущено настолько мало, что сейчас они являются одним из самых интересных и дорогостоящих раритетов второй Мировой.
Считается, что именно эти камуфляжи дали толчок американской военной мысли для разработки маскировочных одежд для современных коммандос и прочих спецподразделений.
Камуфляж «SS-Eich-Platanenmuster» куда более часто встречался на всех фронтах. Собственно « Platanenmuster» («древесный) встречается ещё на довоенных фото. К 1942 году в войска СС стали массово поставляться «оборотные» или «реверсивные» куртки расцветки «Eich-Platanenmuster» - осенний камуфляж на лицевой, весенняя расцветка на оборотной стороне ткани.
Собственно, эта трехцветная, с ломаными линиями «дождя» или «веток» боевая форменная одежда и встречается чаще всего в кинофильмах о второй Мировой и Великой Отечественной.
Камуфляжные расцветки «eichenlaubmuster» и «beringteichenlaubmuster» (соответственно «дубовые листья тип «А», дубовые листья тип «Б») были широко популярны в «Ваффен СС» в 1942-44 годах.
Однако, большей частью, из них, в основном, изготовлялись накидки, плащ-палатки. А солдаты спецподразделений уже самостоятельно (во многих случаях) шили из накидок куртки и нашлемники.
СС форма сегодня
Выгодно эстетически решенная черная форма СС и сегодня пользуется популярностью. К сожалению, чаще всего не там, где реально нужно воссоздавать аутентичное обмундирование: не в российском кинематографе.
Выше упоминался мелкий «ляп» кинематографа советского, но у Лиозновой почти постоянное ношение Штирлицем и другими персонажами именно черной формы могло быть оправдано общей концепцией «черно-белого» сериала. Кстати, в раскрашенном варианте, Штирлиц пару раз появляется в «зеленой» «парадке».
Но в современных российских фильмах на тематику Великой Отечественной ужас ужасом погоняет в плане достоверности:
- печально известный фильм 2012 года, «Служу Советскому Союзу» (про то, как армия разбежалась, но политзаключенные на западной границе разбили диверсионные отряды СС) - наблюдаем эсэсовцев в 1941 году, одетых во что-то среднее между «Beringtes Eichenlaubmuster» и еще более современными цифровыми камуфляжами;
- грустная картина «В июне 41-ого» (2008) позволяет видеть на поле боя эсэсовцев в полной парадной черной униформе.
Подобных примеров много, не избавлен от ляпов даже «антисоветский» совместный российско-германский фильм 2011-ого года с Гуськовым «4 дня в мае», где гитлеровцы, в 45-ом, по большей части одеты в камуфляжи первых лет войны.
Зато эсэсовская парадная униформа пользуется заслуженным уважением у реконструкторов. Конечно, отдать дань эстетике нацизма стремятся и различные экстремистские группировки, и даже не признанные такими, вроде относительно мирные «готы».
Вероятно, дело в том, что благодаря истории, а также классическим фильмам «Ночной портье» Кавани или «Гибели Богов» Висконти, у публики выработалось «протестное» восприятие эстетики сил зла. Недаром лидер «Секс-Пистолз» Сид Вишерс частенько появлялся в майке со свастикой, в коллекции модельера Жан-Луи Ширера в 1995 году почти все туалеты были орнаментированы или имперскими орлами или дубовыми листьями.
Ужасы войны забываются, но чувство протеста против буржуазного социума остается почти прежним - такой грустный вывод можно сделать из этих фактов. Другое дело, созданные в нацисткой Германии «камуфлированные» окрасы тканей. Они эстетичны и удобны. И потому широко используются не только для игр реконструкторов или работ на приусадебных участках, но и современными модными кутюрье в мире большой моды.
Видео
Динамичность изменения в форме одежды солдат и офицеров СС, претерпевавшее с годами столько разнообразий, порой приводит к ошибкам при съёмке художественных фильмов. Особенно теперь, спустя много лет, после окончания Второй мировой войны. И лишь только профессионал способен их увидеть. Впрочем, большинству зрителей невдомёк, что герой одет не по форме.
Конечно, при таком многообразии в форме немудрено запутаться. Помню, в школьные годы, мы наивно и искренне считали, что у немцев во время Второй Мировой войны был исключительно один погон.
Такая форма хороший отличительный знак, форму СС ни с какой иной формой не спутать. Во время Второй мировой войны, сразу было понятно, что перед тобой солдат германской армии или человек, который хочет быть похож на солдата из Германии.
В уже далёком 1982 – м году, в посёлке Ленинградской области, где был ( и есть до сих пор ) военный аэродром со Славной Боевой историей ещё со времён финской войны – в местном клубе офицеров был проведён показательный суд над вчерашними выпускниками. Обвинялись трое парней и одна девушка. На суд в обязательном порядке привели всех местных школьников. Обвиняемые ребята, вероятно тоже, как и автор данного материала – расчувствовались от эстетического восхищения: они где то ( в 60 км. через Финский залив – Финляндия ) раздобыли себе нацистскую форму и устраивали в ней эдакие кабинетные “реконструкции” с зигованием и разным антуражем. И фотографировали всё это – что и послужило красноречивыми доказательствами. Их приговорили к срокам от 6 до 8-ми лет КСР, ( девушке дали 4 года ). Одели наручники и увезли прямо оттуда на Севера. Именно подобной тихой сапой и разлагали сознание советских людей, а ныне – молодёжь России.
Окажись в том же зале тогда – автор данного материала, с первого абзаца столь комплиментарно расписывающего некий эстетический кайф от формы нацистов – ушуршал бы вместе с теми осужденными.