Тайны подлодок древних и современных
Человек издревле мечтал покорить воздух и море. По волнам поверхности вод люди плавали с глубокой древности: викинги, флот Гомера, финикийцы, полинезийцы, аборигены острова Пасха. По мнению современных ученых, последние осуществляли экспедиции, не превзойдённые по длине и продолжительности через почти тысячу лет.
Море покорялось человеку, а подводный океан ждал. Но для появления подводных лодок нужен был определенный уровень развития человечества.
Подводные лодки от античности до наших дней
Античные авторы говорят о подводных работах, как о чем-то само собой разумеющемся. Об этом свидетельствует знаменитое сообщение Аристотеля о… слоне! Слон, оказывается, представлял для древнего европейского естествоиспытателя куда большую диковину, чем подводник!
Риторика требовала «описывать непонятное через знакомое», и Аристотель дает объяснения хоботу неведомого слона через терминологию подводников: «слон переходит реку под водой благодаря задранному над поверхностью хоботу, через который, как к водолазу, поступает воздух».
Это означает, что подводные работы являлись для древних чем-то обыденным. Они были менее удивительными, чем слон. Вероятно, многие документы утеряны, иначе исследователям пришлось меньше ломать голову, например, над тем, что за «спецназ» смог во время войны Афин с Сиракузами (еще до Архимеда) перепилить «противокорабельное» подводное ограждение из толстых бревен.
Пилить под поверхностью моря - не раковины с жемчугом поднимать, труд тяжелый, без подачи воздуха не обойтись.
Сохранились данные о гигантской перевернутой коробке из стекла, в которой Александр Македонский исследовал дно. Этот «проект» можно считать прообразом батискафа или подлодки античности.
В записях об этом факте есть упоминания, что колокол Македонского освещался изнутри. Электричества не знали, освещать могли только факелами, масляными лампами или свечами. Значит, Великий Александр сам себе злобно сократил время пребывания на дне ради «понтов», не учтя того, что реакция горения уменьшит запасы кислорода.
Когда появились первые подлодки
Существует туманное свидетельство о недошедшем до нас эпосе 1190 года «Салман и Моролф», в котором главный герой перемещался под водой в подлодке из драккара с плотно закрытой водонепроницаемой кожей палубой. Но первые достоверные сведения о продолжении штурма человеком подводного мира относятся к началу XVI века.
Гениальность и покровительство Римских Пап (особенно Борджиа) позволили Леонардо да Винчи изобретать новое и усовершенствовать старое.
Механизмы, схемы которых он находил в папских архивах, возможно, не были воплощены, но давали полет творческой мысли гению. Первый достоверный чертеж подлодки на мускульной тяге принадлежит именно великому Леонардо.
После него, история развития штурма глубин человеком ускоряется:
- 1538 год - морская супердержава Испания проводит испытания подводного колокола при императоре Карле V;
- 1620 (ориентировочно) год - механик Корнелиус Дреббель с королём Иаковым I проводят первый запуск весельной подлодки с экипажем из 15 человек;
- 1716 год - исследователь космоса Галлей изобретает подачу кислорода в водолазный колокол.
Его изобретение позже было усовершенствованно системой насосов. Появление относительно автономной боевой подводной лодки, казалось, вот-вот состоится.
Первая боевая подлодка
Но прошло полтора столетия, полных неудач (несостоявшийся проект Никонова в 1720) и трагедий (утонувшая с изобретателем субмарина англичанина Дэя в 1770), прежде чем очередная война вновь подтолкнула человеческую мысль к созданию подводных лодок.
1776 год: американец Дэвид Бушнелл изобрел свою знаменитую подлодку «Черепаха», а его компаньон Эзра Ли предпринял первую в мире попытку подводной минной атаки на вражеский (английский) флот в гавани Нью-Йорка. С боевой задачей субмарине справиться не удалось, но именно в «Черепахе» оказались заложены основные технологические заделы, которые развивались в конструкциях будущего:
- боевая рубка;
- цистерна с балластом;
- винтовой двигатель на корме;
- манометр для определения глубины погружения субмарины.
Кроме изобретения субмарины, Бушнелл сделал и другое открытие: доказал, что порох способен взрываться даже под водой. Из-за слабости порохового заряда - для настоящих мин требовалась взрывчатка мощнее, - первая «минная война» закончилась поражением подлодок.
После потери первой субмарины, подводные атаки людей упрямца Бушнелла (сам конструктор не рисковал) продолжались до 1778 года. Мины с первой подлодки ничего не могли сделать с медной обшивкой деревянных судов, плохо было и с точностью. В итоге «Черепахе» удалось случайно (вместо фрегата) потопить баржу.
Сразу после Бушнелла во Франции проектируется подводная лодка с резервуарами для воздуха с двумя движущими винтами (для движения по горизонтали и вертикали).
Впервые предусматривалось наличие на борту запаса воздуха. Современниками конструкция была оценена как «слишком сложная» (хотя винты вращались мускульной силой экипажа) и проект не состоялся.
Далее развитие боевых подводных лодок (подстегиваемое непрерывными войнами XIX века) пошло лавинообразно:
- 1800 - Фултон создает цельнометаллический (с медным корпусом) «Наутилус»;
- 1810 - субмарина на мышечной тяге от братьев Кёссан;
- 1834 - конструкция подлодки генерала Шильдера, вооружённая мортирой (сведений не сохранилось);
- 1860-ые - проекты Александрова, Спиридонова, тип движения - «реактивный», за счет выбрасывания сжатого воздуха из размещенных на борту газгольдеров;
- 1861 - американский француз Вильруа строит подводное «судно-сигару» «Аллигатор» в Филадельфии. Проект послужил прототипом для субмарины конфедерата Хоруса Ханли, добавившего к конструкции балластные цистерны как в проекте Бушнелла;
- 1864 - первое успешное боевое применение подлодки: лейтенант конфедератов Диксон, используя мину, прикрепленную на шесте к носу субмарины конструкции «Ханли-Вильруа» топит флагман блокирующей Чарльстон эскадры янки. Подлодка гибнет вместе с экипажем;
- 1879 - первый в мире проект подводного судна на электрическом ходу проекта С. Джевецкого с аккумуляторными батареями.
Хронологически, первая боевая подлодка - «Черепаха», а по реальному результату - «Аллигатор» лейтенанта конфедератов Диксона конструкции Х. Ханли.
С началом первой Мировой субмарины становятся грозным оружием воюющих сторон. Особо бурное развитие подводный флот получил во время II Мировой и в разгар Холодной.
При появлении атомных реакторов автономность подводных лодок возрастает многократно. В одной из песен В. Высоцкого есть слова: «мы можем по году плевать на погоду». В том смысле, что субмарина может год не всплывать на поверхность. Возрастает и мощность вооружения, превращая подлодки в могучий инструмент ядерного апокалипсиса.
Основные конструктивные особенности современной подводной лодки
Со времен Фултона корпуса подлодок строят цельнометаллическими. Сегодня субмарины проектируются обычно с двойным корпусом. Интересный факт: самые современные американские однокорпусные подлодки «X-Craft» эксплуатируют конструкторские идеи еще С. Джевецкого. Но большинство субмарин имеет два корпуса:
- «прочный» корпус, способный выдерживать огромное забортное давление;
- «легкий» водопроницаемый корпус, формирующий оптимальные «аэродинамические» качества подводного судна (у подводников принят термин «обтекаемость»).
На изготовление прочного корпуса во всех странах идёт легированная сталь. В Советском Союзе эти корпуса делались из титана. Этот металл, помимо повышенной (по сравнению со сталью) прочностью, обладал большей магнитной проницаемостью. Титановые субмарины сложней обнаружить одним из основных видов поиска: магнитометрическим. Титановые АПЛ ставили рекорды по глубине погружения.
К сожалению, выяснилось, что титан теряет прочность при горячей сварке. На время проект титановых корпусов для АПЛ был отложен.
При Ельцине петербургский ВНИИЭСО (под минимальным руководством киевского Института Сварки Паттона) закончил работу своими силами в лаборатории С. Картавого и Д. Кулагина, исключительно на голом энтузиазме (в 1992-1997 годах ВНИИЭСО выживал без финансирования) создал прибор для холодной сварки титановых плит.
К несчастью, по моде времени, изобретение было выкуплено торговой фирмой-спонсором, не дававшей учёным умереть от голода. Судьба прибора сегодня авторам статьи неизвестна, хотя лаборатория С. Картавого продолжает работы.
На однокорпусной субмарине прочным корпусом укрыто всё, кроме надстройки и ограждения рубки, даже балластные цистерны.
В двухкорпусных АПЛ часть цистерн с балластом ранее размещалась между прочным и лёгким корпусами, но из-за ряда катастроф ЦГБ (цистерны главного балласта) теперь полностью защищены твердым корпусом.
Существуют многокорпусные типы ПЛ: голландский «Дольфейн» имеет три, а советско-российский «проект 941» - два прочных корпуса.
Кроме титана и легированной стали, перспективными материалами корпусов - особенно для малых подлодок - являются композитные материалы:
- стеклопластик;
- углепластик.
Сверхмалые подводные суда с современными двигателями, корпусами из композитов являются stealth-субмаринами, так как обнаружение их акустическим или магнитометрическим способом сильно затруднено.
Двигатели подлодок
При словах «современная подлодка» чаще представляется могучая АПЛ с ядерным реактором. На практике, наибольшее число субмарин относится к дизельным.
Ядерный реактор и дизель для подлодки имеют свои недостатки.
Им требуется довольно много места, что для субмарины критично. Дизельная подводная лодка должна ежесуточно всплывать, обычно это происходит ночью, для скрытности. К дизелю присоединен генератор, который пополняет электроэнергией разряженные за дневной переход аккумуляторы.
Ядерный реактор нагревает воду, вода превращается в пар, который поступает на парогенератор. Он уже вращает водометный движитель или винт, а так же электрогенератор для обеспечения энергией лодки. Но тепловой след при этом огромный. Поэтому субмарину современным тепловизорам легко обнаружить, особенно на небольших глубинах.
Поэтому будущее за развитием ПЛ с новейшими «альтернативными» типами двигателей. Они не такие шумные, как дизельные, занимают меньше места на субмарине. Двигателем Стирлинга, например, оснащены новейшие подлодки Швеции с Японией (тип «Готланд», тип «Сорю»), а водородным двигателем - почти все АПЛ Германии (тип U-212). Именно подводными судами этого типа сейчас вооружаются Израиль, Корея, Италия.
Интересны американские разработки твердооксидных двигателей для ПЛ, начавшиеся в 2006 году.
Японцы тоже экспериментируют с новыми типами энергии для двигателей подводных судов.
Подводный воздух
Вторым по значимости после энергетической установки на подлодке является сжатый воздух. Им продуваются цистерны с балластной водой, выстреливаются торпеды. Именно запасы воздуха на субмарине ограничивают время движения в подводном положении.
На субмаринах воздух содержится в трех системах:
- основной, высокого давления (ВВД) - под давлением от 193 до 400 атмосфер;
- среднего давления (в районе от 30 до 6 атмосфер);
- низкого давления (менее 6 атмосфер).
Пока подводные суда не способны существовать без запасов воздуха, сжатого под высоким давлением. На современных субмаринах существуют системы получения воздуха из морской воды, но они не настолько совершенны, чтобы полностью заменить запасы ВВД. Запасы можно пополнять при всплытии, но тогда нарушается режим скрытности подлодки.
Поэтому ведётся жесткий контроль запасов ВВД на борту субмарины, рационирования и циркуляции воздуха. Баланс кислорода внутри лодки восстанавливается специальными устройствами. Подсчитано, что в конце похода современной АПЛ, подводники дышат воздухом, восстановленным более 150 раз. Системе регенерации воздуха на субмаринах уделяется особое внимание, технологии там почти космические.
Погружение и всплытие современных подлодок
Начиная с «Черепахи» (при неизбежных отклонениях конструкторской мысли в ту или иную сторону), погружение и всплытие подлодок производится при помощи цистерн с балластом. ЦГБ размещаются на корме, носу и посередине подлодки. Дополнительные цистерны размещают в лёгком корпусе и используются, как правило, для устранения дифферента и крена судна.
При погружении подлодки балластом (забортной водой) заполняются сначала концевые цистерны, затем, после проверки на герметичность, цистерны средней группы.
При всплытии расположенные посередине корпуса ЦГБ продуваются сжатым воздухом из систем ВВД первыми. Плавучесть повышается и лодка всплывает.
Помимо систем ЦГБ подлодке помогают сохранять устойчивость:
- цистерны вспомогательного балласта (для устранения дифферента);
- торпедные цистерны (куда сливают воду из пусковой установки после выстрела, чтоб избежать «танца» субмарины);
- цистерны кольцевого зазора.
Несмотря на эту сложную систему дифферентных систем, даже современная АПЛ может повести себя после залпа непредсказуемо.
Система наблюдения и обнаружения противника на подлодке
Способность субмарины выполнить боевой приказ скрытно от сил противолодочной обороны врага является её главным оружием. Несмотря на новые типы корпусов, новые двигатели главными способами обнаружения противника остаются:
- гидроакустический;
- магнитометрический.
На большинстве современных боевых ПЛ работают как акустический, так и магнитометрические посты.
В боевых условиях магнитометры устанавливаются на самолётах или противолодочных вертолётах.
Главным достоинством магнитометрического метода являются его простота и незаметность: как и пассивное гидроакустическое наблюдение, такой пост практически невозможно обнаружить.
Для современных подлодок основными боевыми задачами являются:
- уклонение от районов наземного (воздушного) противолодочного наблюдения;
- уклонение при обнаружении вражеской ПЛ (расписанные в романах бои между подводными флотами не считаются приоритетной задачей подлодок).
Но скрытность, малозаметность для всех систем обнаружения - остаются важнейшим оружием субмарин.
Современное вооружение
Древнейшим и изначальным оружием субмарин были мины и торпеды. Затем к ним добавились ракеты. Типы вооружения новейших подлодок разделяются на:
- ракетное баллистическое;
- ракетное (крылатые ракеты);
- многоцелевое (ракеты, мины и торпеды в случае малых ПЛ, торпеды, ракеты крылатые и баллистические - в случае субмарин «тяжелых» классов);
- торпедное;
- ракетно-торпедное.
Военные доктрины ряда стран делали упор на развитие флота многоцелевых подлодок (ПЛАТ), но сегодняшняя военная мысль считает, что необходимо «разделение труда» между различными типами субмарин.
Классификация подлодок
Выше по тексту приведена классификация подводных боевых субмарин по типам вооружения, по количеству корпусов и типу движителя, остается привести современную классификацию подлодок по тоннажу и военному предназначению.
По тоннажу субмарины делятся на:
- крейсерские;
- большие;
- средние;
- малые;
- сверхмалые.
Отдельным, «высшим классом» подлодки следует считать тип «подводный крейсер», идея которого появилась еще в Германии во время I мировой (U-139). Сущность идеи заключалась в длительном автономном военном походе субмарины.
Первые подводные крейсеры 1917-1918 г.г., вроде почтового подводного судна «Дойчланд» или боевого проекта U-139 (1918) имели дальность хода в 12 с половиной тысяч миль, помимо торпед вооружались артиллерией.
Правда, свой долгий путь субмарина проделывала большей частью в надводном положении.
Современный подводный крейсер
По классификации российских подводников, ракетные АПЛ (подводные крейсеры) делятся на:
- крейсеры (с крылатыми ракетами);
- тяжелые крейсеры (с баллистическими ракетами на которые можно установить ядерную боеголовку).
В России «простые» крейсера-подлодки сокращенно называются «РПКСН» (ракетный подводный, стратегического назначения), субмарины США с большинством стран блока НАТО - «ПЛАРБ» (подлодка атомная, ракеты баллистические).
АПЛ этого типа вооружены установками баллистических ракет. Из-за того, что эти субмарины с ядерным оружием попали в договор ОСВ-2, ни наши, ни американские крейсера подобного класса сейчас не строятся, первенство по разработке новых «тяжёлых» подлодок перехватили Китай (проект 094 «Цзинь»), Индия (субмарина «Арихант»).
Советско-российский проект АПЛ «941», ТРПКСН типа «Акула» является самой большой в мире подлодкой.
Этот любимый подводный крейсер В. Путина пока остается на вооружении державы - субмарина «Архангельск» (тип «Typhoon» или «Акула»), вооруженная 20-ю баллистическими твердотопливными ракетами с ядерными боеголовками, более чем 22 торпедами и ракето-торпедами (изделие «Водопад»). Но в будущем планируется и его утилизация.
Американский аналог - тяжелый подводный крейсер «Огайо», тоже попал под сокращения ОСВ-2. «Архангельск» может сравняться высотой с девятиэтажкой, в ширину эта подлодка 23 м, зато в длину - 176 м!
Если тяжелые подлодки попали «под сокращение», то «обычные» крейсеры продолжают вводиться в строй. В 2018 году должны завершиться работы над сверхновым российским РПКСН - «Борей». Атомная субмарина будет вооружена, помимо торпед, сразу 16 пусковыми установками для «Булавы», что повысит мощность и эффективность первого залпа.
Подводный «простой» крейсер РПКСН тип «Борей», считающийся сегодня новейшей российской подводной лодкой, планируется включить в легендарную систему «Периметр» - схему удара возмездия по принципу «мёртвой руки». К новым подлодкам России относится также проект «Ясень» - многоцелевая атомная субмарина с противокорабельными «Ониксами», крылатыми «Калибрами». На ПЛАТ (многоцелевую атомную подлодку) модификации «Ясень-М» планируется установить стратегические крылатые «Х-101».
Военное применение подводного сверхоружия
Благодаря скрытности современного военного подводного флота, перед ним, в зависимости от типа классификации судна, в боевой обстановке встает широчайший спектр задач:
- выброска диверсионных групп (малые и сверхмалые субмарины);
- связь и ретрансляция приказов командования в любой точке мира (большие и средние дизельные подлодки);
- разведка (как непосредственная, так и в системе общей командной электронной сети);
- уничтожение надводных (приоритет), подлодок врага;
- постановка минных полей, заграждений (обычно - в составе «завесы» эскадры дизельных субмарин);
- уничтожения наземных объектов враждебной стороны (это уже дело АПЛ-крейсеров).
Помимо перечисленного, на подлодках будет лежать ответственность за удар ядерный возмездия.
Подлодки в мирной жизни
В 1914 году была построена первая в мире «мирная» подводная лодка - германская «Лолиго». Сегодня субмарины на гражданской службе преимущественно используются в целях науки наряду с батискафами. Также они используются в мирных целях в качестве:
- транспортов - в 90-ые хотели переоборудовать ВСЕ российские субмарины класса ТРПКСН да не хватило средств;
- подводных судов связи;
- туристических субмарин для подводных круизов (французская подлодка «Огюст Пикар» на Женевском озере, финская «круизная» субмарина «Золотой Таймень» для подводного сафари в теплых морях, а также русский экскурсионный проект «Садко»).
В странах, где олигархам нечего стесняться, растёт флот частных подводных судов, а сверхмалые субмарины из композитных материалов частенько используются преступными синдикатами.